(метод "Замещающий онтогенез", авторы Семенович Анна Владимировна и Архипов Борис Алексеевич).

В последние годы резко возросло количество детей, которым уже с первых дней жизни необходима врачебная помощь (сосудистые и костно-мышечные проблемы, снижение иммунитета, десинхроноз различных систем организма). Через некоторое время они перекочевывают к дефектологам, логопедам, психологам, потому что имеют явные признаки отставания в развитии - задержка и искажение психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, повышенная возбудимость, истощаемость, неврозы, психосоматические проблемы. Кроме того, дети не умеют общаться друг с другом и со взрослыми, им трудно учиться, их поведение вызывает беспокойство родителей и педагогов (агрессивность, девиантное поведение, токсикомания). Это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и социальному взаимодействию.

С точки зрения нейропсихологического подхода данные трудности связаны с внутриутробной и (или) возникшей в младенчестве дисфункцией определенных структур мозга (в первую очередь стволовых). Последствия этого для онтогенеза заключаются в нарушениях и искажениях подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий. На психическом уровне это проявляется в дизонтогенезе речевой деятельности, СДВГ, эпиготовности и соответственно учебной и социальной неуспешности.
К этому стоит добавить специфику социокультурной современной ситуации (отсутствие игровой деятельности, подмена живого общения компьютером), плюс экология, состояние роддомов и школ. Все это компоненты единой системной дизадаптации.

Специалисты, пришли к однозначному выводу о необходимости создания новой специфической коррекционной программы, в основе которой лежат универсальные нейробиологические и социо-культурные механизмы развития. Нейропсихологическая стратегия и тактика такой программы реализована в методе замещающего онтогенеза (МЗО) (Б.А.Архипов, А.В.Семенович, и др), где была разработана интегративная программа «Комплексное нейропсихологическое сопровождение ребенка».

Цель программы: воздействуя на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей развития ребёнка активизировать развитие всех высших психических функций (ВПФ).
Программа объединяет следующие базовые подходы:
1.нейропсихологический, включающий в себя дефектологические, логопедические и другие методы;
2.телесно-ориентированный;
3.немедикаментозную иммунопрофилактику и коррекцию психосоматического онтогенеза (детская Йога и Цигун, массаж, акупунктура, и т.д.).
Системный подход к коррекции психического развития ребенка обусловил включение в программу смежных методов (педагогика, логопедия, нейрофизиология, возрастная психология, психотехники, используемые в детском возрасте). Все это позволяет расширить рамки воздействия, оказываемого на развитие ребенка, помогает установить контакт с детьми, выбрать оптимальные методы коррекции, обучения и воспитания и тем самым, предупредить аномальное развитие его личности.

Данная коррекционная программа представляет собой систему развития, включая новые адаптивные возможности, способствует дальнейшему гармоничному всестороннему развитию личности. Этот метод позволяет восполнить недостающие звенья в развитии, а значит, дает возможность ребенку быть успешным как в обучении, так и в дальнейшей жизни.

Направление, в рамках которого была разработана «методика психомоторной коррекции», исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций (ВПФ).

Программа представляет собой трёхуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три функциональных блока мозга.



1-ый блок мозга – «уровень стабилизации и активизации энергетического потенциала организма».Методы 1-го уровня направлены, прежде всего, на выявление дефекта и функциональную активизацию подкорковых образований головного мозга.

 

2-ой блок мозга – «уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром». Методы 2-го уровня направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и специализации левого и правого полушарий.

3-й блок мозга – «уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов». Методы 3-го уровня направлены на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.

В коррекционный комплекс поэтапно включены упражнения 1-го, 2-го и 3-го уровней, однако удельный вес и время применения тех или иных методов варьируются в зависимости от исходного статуса ребёнка. Чем глубже дефицит, тем больше внимания и времени уделяется отработке 1-го уровня, с постепенным переходом к следующему уровню. Автоматизмы 2-го уровня сливаются с программами 2-го и 3-го уровней в качестве составляющей любого из упражнений. Коррекционные занятия проводятся с введением системы правил, привлечением групповых и игровых факторов. (3-й уровень).

Применение методов разного уровня требует продуманной стратегии и тактики, основанной на результатах нейропсихологической диагностики.

Программа представляет собой цикл занятий для детей, имеющих те или иные трудности, которые приводят проблемам адаптации в социуме, Однако, в целом эти дети по уровню их развития близки к здоровым сверстникам или проявляют нижнюю границу «нормы» (с наиболее часто встречающимся вариантом дизонтогенеза, с функциональным дефицитом стволово-подкорковых образований мозга, вторичным функциональным дефицитом правого полушария, межполушарного взаимодействия и функциональной несформированностью височных и лобных отделов мозга).

Это дети с общей моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижением общей работоспособности, внимания, памяти, двигательной заторможенностью и расторможенностью, эмоционально - волевыми проблемами, трудностями формирования пространственной организации и т.п.

Первый этап коррекции – психомоторный (двигательный). Упражнения выполняются в определённой последовательности – в соответствии с закономерностями нормального онтогенеза (развития). Предлагаемые движения при их правильном выполнении и с соблюдением последовательности развития ребёнка в младенческом возрасте, становятся основой для более сложных моторных комплексов. Воздействие на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей развития вызывает активацию в развитии всех высших психический функций, простраивает взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь любые телесные навыки включают такие психические функции как эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, база для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Последующее включение когнитивной коррекции (второй этап программы), также содержит большое число телесно-ориентированных методов. Начинается работа с детьми на сферу восприятия, на мышление, которая будет развивать правое полушарие и лобные доли мозга. Далее мы расширяем детям объём зрительного восприятия, убираем проявления зеркальности. Развиваем слуховое восприятие, различные виды памяти, произвольное внимание, номинативную функцию речи, повышаем словарный запас. Формируем наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

И, наконец – в групповую работу постепенно включаются занятия на расширение адаптационных возможностей, на развитие коммуникативных навыков и на формирование положительной оценки себя и своих способностей (третий этап программы). Дети учатся выражать свои эмоции и распознавать эмоции других людей. Мы учим их вежливо относиться друг к другу, как и с кем правильно завязывать дружбу. На занятиях у детей формируются важные жизненные навыки, такие, как умение выходить из опасных ситуаций, противостоять влиянию сверстников, умение строить здоровые дружеские отношения, преодолевать стрессы и общаться с взрослыми.
Коррекционная программа рассчитана на 8 - 9 мес. (1 раз в неделю – 2 занятия) при ежедневном выполнении упражнений дома с родителем.

По окончании нейропсихологической коррекции предлагается повторная нейропсихологическая диагностика для сравнения результатов.
В программе использованы упражнения «Комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации в детском возрасте» - Семенович А.В., Архипов Б.А., авторские разработки Е. Лебедевой, Г.Морозовой – специалистов Нейропсихологического центра адаптации и саморегуляции.

Сейчас всё реже и реже можно встретить детей, у которых в младенчестве двигательное развитие проходит в правильной последовательности. В норме оно должно быть таким.
1. Рождение ребёнка. Ребёнок проходит родовые пути.
2. Ребёнок лежит на спине.
3. Поворачивается на один бок, на другой, на живот.
4. Ползает по-пластунски.
5. Поднимает руки, упирается.
6. Поднимает голову и охватывает пространство.
7. Садится.
8. Ползает на четвереньках.
9. Встаёт, сначала с помощью рук, потом без.
10. Начинает ходить сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно. Если ребёнок развивается, не нарушая этой последовательности, то правильно пройденные этапы двигательного развития запускают ряд важнейших рефлексов. Кроме того, позволяют ребёнку без искажений воспринимать пространственную сферу.

Ребёнок осваивает пространство, сначала пространство собственного тела – ползает, двигается. И не только «право-лево, верх-низ», а пространство, как ту среду, которая его окружает. Лёжа на спине, ребёнок видит потолок. Глазами может оценивать горизонталь. Лежит на животе и, поднимая (опуская) взгляд вверх - вниз способен оценивать вертикаль. При этом голова теперь совершает движения изолированно от тела, а не вместе с ним. Когда ребенок садится, руки у него теперь свободны, и он начинает манипулировать предметами. И далее прорыв в освоении пространства - перевороты вокруг своей оси через постепенное вставание на четвереньки к долгожданному перемещению.

Ползание, помимо общей стимуляции моторных зон (участков коры, отвечающих за регуляцию движений) также способствует улучшению межполушарного взаимодействия - ведь оно требует согласованного движения перекрестных рук и ног (правая рука - левая нога), которые регулируются противоположными полушариями. Это способствует развитию ассоциативных связей мозга, создает возможность для более полного раскрытия его потенциала.

Также совершенствуется зрительное восприятие - у ребёнка появляется необходимость использовать одновременно оба глаза, и он начинает сводить их вместе. Если же пропустить этот важный этап физического развития, будет пропущен и важный этап развития мозга.

Благодаря ползанию развивается тактильная чувствительность. С помощью информации от проприорецепторов, формируются пространственные представления о собственном теле (схема тела).

Таким образом, последовательно формируются представления о взаимоотношении внешних объектов и тела, и их соотношений между собой. А значит, также формируется возможность обозначения этих соотношений словами, понимание и употребление предлогов и слов, правильное восприятие сложных речевых конструкций - пространственно-временных, причинно-следственных. Ориентация в пространстве закладывается, прежде всего, на этапе ползания. Так что благодаря этому способу передвижения, формируются предпосылки для освоения грамматики родного языка.

Ползание также является профилактикой проблем с чтением и письмом. Если недостаточно развита координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие, у младшего школьника возможны проблемы при письме (ребенок пишет буквы в их зеркальном отражении). У него будет грязь в тетрадках, плохой почерк. Многие дети, имеющие дизлексию и дисграфию, пропустили стадию ползания.
Если развитие ребёнка происходило с искажением, пространственные связи им были освоены не в полной мере, то и восприятие пространства будет искажено, что, мы и наблюдаем, к сожалению, у большинства наших детей. Начинается это искажение на самом раннем этапе, этапе рождения. А у некоторых детей и внутриутробно.

Целые схемы, которые должны были запуститься, не запускаются.

Ребёнок долго лежит на спине, не поворачивается. Затем он как-то очень быстро повернулся, сразу сел. Потом через очень короткое время встал. Мало поползал и по-пластунски, и на четвереньках. Получается, что некоторые этапы ребёнок просто не проходит, он их игнорирует. Родители радуются, как он всё быстро делает. А у ребёнка при этом имеется тоническое напряжение – гипер- или гипотонус, он ходит на мысочках. Ребёнок всё время стремится сбросить это напряжение, но оно сохраняется у него до 8, 9 и даже до 12 лет. А в некоторых случаях и до более позднего возраста. Такой ребёнок очень травматичен.

При копировании специально разработанных геометрических фигур, ребёнок также странным образом всё искажает. Некоторые рисунки даже невозможно узнать. Например, он может переворачивать рисунок на 90 градусов. Эта же фигура может быть перевёрнута и на 180 градусов. Могут быть слепки из частей фигуры, фрагментарность так называемая хаотичность восприятия. Ребенком может игнорироваться левая сторона поля, часты структурно-топологические ошибки.

И если ребёнок так воспринимает, так считывает окружающий мир, так его «видит», то он такой мир искажает. Поэтому у такого ребёнка могут быть, например, дисграфии - в 6 -7 лет он пишет > «б», «д», «р» – не в ту сторону. Зная, как ребёнок прошёл своё двигательное развитие, можно предполагать какие проблемы его ждут дальше. И если на это не обращать внимания, возникает целый ряд феноменов.

Искажается двигательная сфера - искажается и речевое развитие (речь очень тесно связана с движением - наш мозг устроен таким образом, что речевые и двигательные зоны находятся рядом). Поэтому логопеды очень много работают с пальчиковой гимнастикой так как через движение идёт воздействие и на речевые зоны.

Если двигательное развитие искажено, ребёнок может не говорить до 3-х лет, или говорить односложные слова, фразовой речи у него нет. Может быть дизартрия (ребёнок не произносит и половины звуков, говорит непонятно, невнятно - «каша во рту»), что уже нехарактерно для его биологического возраста.

Таким образом, можно видеть целый ряд проблем, когда из одного следует другое. Если у ребёнка двигательная сфера дефицитарна, речевая сфера дефицитарна, то и эмоциональная сфера тоже будет страдать. А если ребёнок расторможен – у него могут быть неадекватные отношения со сверстниками, с родителями. Если ребёнок слабый, то это может вызвать гиперопеку со стороны родителей, и ребёнок может стать капризным, и плаксивым. Проблемы будут нарастать, и уже к 9 – 10 годам этот клубок бывает очень сложно распутать.

В своей работе мы начинаем с базовых упражнений, заново выстраивая двигательное развитие ребёнка. На занятиях мы проживаем с ребёнком все те этапы, которые он не прошёл в своём развитии. Занятия состоят из нескольких больших блоков.

______________________________

www.algus-neuro.ru    Морозова Г.Ю.

При использовании материалов ссылка на источник обязательна


Яндекс цитирования