Не ругайте шалуна, а…
Способный малыш вдруг становится изгоем. Он не может усидеть пятнадцать минут за партой и получает все время двойки по поведению. Он ссорится со сверстниками по пустякам. Он никого не слушает дома. Невропатологи с ходу ставят диагноз-приговор: «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)». И прописывают кучу таблеток-транквилизаторов. Можно ли спасти чадо, а не гасить химией?
БОЛЕЗНЬ ИЛИ НОРМА?
За границей диагноз СДВГ уже давно в ходу. Его ставят большинству детишек. И почти везде предлагают лечение: неусидчивых и невнимательных ребят накачивают препаратами, которые глушат двигательную активность. В итоге способные, яркие дети, оканчивая школу, превращаются в заторможенных зомби.
- На самом деле синдром дефицита внимания с гиперактивностью – серьезное психическое заболевание. И оно есть у единиц, а сегодня этот популярный диагноз и у нас стали ставить почти всем детям, которые приходятся не по нраву воспитателям детсадов и учителям в школе. И в этом ошибка психологов в школах и районных поликлиниках, - уверена нейропсихолог Екатерина ЛЕБЕДЕВА. – Большинство детишек вовсе не больны, просто у них индивидуальные особенности развития. Это можно исправить без всяких медикаментов. Опытный врач сразу определит, на каком этапе развития произошел сбой.
СНАЧАЛА СИДИМ, ПОТОМ ПОЛЗЁМ
Весь секрет состоит в том, что психические функции в развитии у ребенка последовательно надстраиваются одна над другой. Мозг малыша развивается через движение. Норма – это когда маленький человечек проходит все этапы своего развития последовательно: во время родов самостоятельно выходит на свет, сначала учится держать головку, потом садится и начинает ползать, а потом уже идет. Если ребенок, не научившись как следует сидеть, сразу же пытается встать, - это отклонение от нормы. Но и не болезнь! Это индивидуальные особенности развития.
Если где-то произошел сбой, это может аукнуться очень неожиданно. Например, дети, которые в младенчестве совсем не ползали или ползали мало, только в одну сторону, в школе вдруг не в состоянии перерисовать простую картинку – копируют ее в зеркальном отражении, переворачивают рисунок на 90 и 180 градусов. Часто пропускают буквы, пишут их зеркально, делают глупые ошибки.
УЧИМСЯ ПОЛЗАТЬ В ВОСЕМЬ ЛЕТ
Родители, как правило, замечают странности за своим чадом уже в довольно сознательном возрасте – в 5 – 6 лет, когда приходит пора готовиться к школе. Будущие первоклашки никак не могут научиться завязывать шнурки, самостоятельно сходить в туалет, чересчур быстро устают. Буквы у них разного размера, строчки прыгают.
- Пять – восемь лет – самое удачное время для того, чтобы скорректировать развитие ребенка, - объясняет нейропсихолог Галина МОРОЗОВА. – Мозг малыша еще очень пластичен, можно заново выстроить те цепочки, которые неправильно сформировались. Есть методики, позволяющие нагнать упущенное: приходится учить уже довольно взрослых ребят правильно ползать, правильно дышать, следить глазами за объектом и так заново формировать мозговые реакции. Чем раньше родители замечают, что с их малышами что-то не то, тем быстрее им можно помочь. Главное – не паниковать. Ведь индивудуальные особенности развития есть почти у всех современных детишек.
ЛЕВША – ЭТО СТРАШНЫЙ ДИАГНОЗ?
Не пугайтесь того, что ваш малыш – левша. И ни в коем случае не переучивайте его на правую сторону! Левши – люди необычные. У них внутренний ритм немного замедлен, поэтому таких ребят иногда в школе дразнят «тормозами». Ничего страшного в этом нет. «Леворукий» ребенок будет решать задачи чуть дольше остальных, зато ответ у него будет самый правильный – левши более основательные.
Левши быстро устают. Об этом иногда знают школьные педагоги. Если первым уроком стояла контрольная работа или сочинение, никаких толковых результатов на следующем уроке от левши не добьешься. То же самое касается домашнего задания. Не заставляйте ребенка делать всю работу сразу, дайте ему небольшой перерыв.
«Леворукие» люди, как правило, очень ранимые. Будьте к своему левше снисходительнее и запомните: ваш ребенок – особенный.
Многие отклонения можно скорректировать,
если вовремя обратить на них внимание.
НАСТОРОЖИТЕСЬ, ЕСЛИ:
• Младенец родился с помощью кесарева сечения;
• В роддоме поставили диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия) или ППЦНС (перинатальное поражение центральной нервной системы);
• До года малыш мало ползал или не ползал вообще, принимал антибиотики;
• У ребенка гипертонус или гипотонус мышц;
• Малыш путает день и ночь (нарушение ритмики организма);
• У него «каша во рту», повышенное слюноотделение в процессе речи;
• Не сразу откликается на свое имя;
• В 5-6 лет не может самостоятельно одеться и завязать шнурки;
• Ходит на цыпочках (мышцы ног всегда напряжены);
• Не может скопировать картинку (воспроизводит зеркально);
• Несколько картинок называет не в классической последовательности слева направо и сверху вниз, а вразнобой; Не может долго сосредоточиваться на каком-то занятии (конструктор, рисование, лепка и т.д.), быстро
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Ребенок, может быть, «болеет» дефицитом внимания,
если он:
• Не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;
• С трудом поддерживает внимание в работе и игре;
• Не слушает то, что ему говорят;
• Не в состоянии следовать инструкциям;
• Не может организовать игру или деятельность;
• Имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;
• Часто теряет вещи;
• Часто и легко отвлекается;
• Бывает забывчив.
Ребенок гиперактивен, если он:
• Совершает суетливые движения руками и ногами;
• Часто вскакивает со своего места;
• Не может играть в тихие игры;
• Всегда находится в движении;
• Очень много говорит.
Ребенок импульсивен
(не способен остановиться и подумать, прежде чем совершить действие),
если он:
• Отвечает на вопрос, не выслушав его;
• Не может дождаться своей очереди;
• Вмешивается в разговоры и игры других.
Андрей Рябцев, «Комсомольская Правда», 7 июля 2006г.