Почему так важно правильное двигательное развитие в раннем возрасте?

В настоящее время редко можно встретить детей, у которых в младенчестве двигательное развитие проходило в полном соответствии с закономерностями онтогенеза.
Если ребёнок развивается, не нарушая этих закономерностей, то правильно пройденные этапы двигательного развития запускают целый ряд рефлексов и позволяют ребёнку без искажений осваивать пространственную сферу.

 

Сначала, лёжа на спине, ребёнок видит потолок - глазами начинает воспринимать горизонтальную плоскость. Лежа на животе поднимает взгляд вверх - вниз и начинает воспринимать вертикаль. При этом голова совершает изолированные движения , а не вместе с телом. Затем, когда ребёнок садится, у него свободны руки, он начинает манипулировать предметами. И далее происходит прорыв в освоении пространства - перевороты вокруг своей оси через постепенное вставание на четвереньки к долгожданному перемещению. Ребёнок ползает, двигается, с ним занимаются родители.

 

Ползание помимо общей стимуляции моторных зон (участков коры, отвечающих за регуляцию движений) также способствует улучшению межполушарного взаимодействия - ведь оно требует согласованного движения перекрестных рук и ног (правая рука - левая нога), которые регулируются противоположными полушариями мозга. Это способствует развитию ассоциативных связей, создает возможность более полного раскрытия потенциала мозга.. Так же совершенствуется зрительное восприятие - у ребёнка появляется необходимость использовать одновременно оба глаза, и он начинает сводить их вместе. Если же пропустить этот важный этап физического развития, будет пропущен и важный этап развития мозга.

Благодаря ползанию развивается еще и тактильная чувствительность. С помощью информации от проприорецепторов, которые сообщают о расположении частей тела относительно друг друга, формируются пространственные представления о собственном теле, так называемая схема тела.

Именно в раннем детстве последовательно формируются пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела, а также внешних объектов между собой. Формируется возможность обозначения пространственных представлений словами, понимание и употребление предлогов и слов, понимание сложных речевых конструкций, пространственно-временных, причинно-следственных отношений и конструкций в речи. Ориентация в пространстве закладывается, прежде всего, на этапе ползания. Так что, благодаря этому способу передвижения, формируются предпосылки для освоения грамматики родного языка.

Если недостаточно развита координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие, у школьника возможны проблемы при письме - ребенок пишет буквы в их зеркальном отражении, у него грязь в тетрадках, плохой почерк. Многие дети, имеющие дизлексию и дисграфию, пропустили стадию ползания. Ползание является профилактикой проблем с чтением и письмом в школе.

Если развитие ребёнка происходило с искажением, а значит пространство было освоено не в полной мере, то и восприятие пространства будет искаженным, что и происходит, к сожалению, у большинства наших детей. Начинается это искажение на самом раннем этапе, этапе рождения. А у некоторых и внутриутробно. Целые схемы, которые должны были запуститься, не запускаются.

Часто ребёнок долго лежит на спине, не поворачивается. Затем вдруг, как-то очень быстро повернулся и сразу сел. Потом через очень короткое время встал. Мало поползал и по-пластунски, и на четвереньках. Получается, что некоторые этапы ребёнок просто не проходит, он их игнорирует. При этом у ребёнка имеется тоническое напряжение – гипер- или гипотонус, он ходит на мысочках. Часто это сохраняется это у него до 8, 9 и даже до 12 лет. А в некоторых случаях и до более позднего возраста. Такой ребёнок будет склонен к травматизму.

При копировании специально разработанных геометрических фигур, ребёнок странным образом всё искажает. Некоторые рисунки даже невозможно узнать. Например, он может переворачивать рисунок на 90 градусов. Эта фигура может быть перевёрнута и на 180 градусов. Могут быть слепки из частей фигуры, фрагментарность, хаотичность восприятия. Игнорируется левая сторона поля, и также часты структурно-топологические ошибки.

И если ребёнок так воспринимает, так считывает окружающий мир, так его видит, то он такой мир искажает. Зная, как ребёнок прошёл своё двигательное развитие, можно предполагать какие проблемы его ждут дальше. И если на это не обращать внимания, не корректировать возникает целый ряд феноменов.

Искажается двигательная сфера - искажается и речевое развитие. Речь очень тесно связана с движением - наш мозг устроен таким образом, что речевые и двигательные зоны находятся рядом. Именно поэтому логопеды очень много работают с пальчиковой гимнастикой потому, что через движение идёт воздействие и на речевые зоны.

Если двигательное развитие искажено, ребёнок может не говорить до 3-х лет, или говорить односложные слова, фразовой речи у него нет. Возможна дизартрия - ребёнок не произносит и половины звуков, говорит непонятно, невнятно - «каша во рту», что нехарактерно для его биологического возраста.

Таким образом, можно видеть целые цепочки проблем , когда из одного следует другое. Если у ребёнка двигательная сфера дефицитарна, речевая сфера дефицитарна, то и эмоциональная сфера тоже будет страдать. А если ребёнок расторможен – у него могут быть неадекватные отношения со сверстниками, с родителями. И всё постепенно нарастает, и уже к 9 – 10 годам этот клубок бывает очень сложно распутать.

В своей работе мы начинаем с базовых упражнений, заново выстраивая двигательное развитие ребёнка. На занятиях мы проживаем с ребёнком все те этапы, которые он не прошёл в своём нормальном развитии.

Родителям важно обратить внимание на перечисленное ниже.

Ваш ребёнок:

 

  • получил родовую травму;
  • имел травмы головы;
  • получил общий наркоз;
  • мало ползал или не ползал совсем;
  • часто болел, принимал антибиотики;
  • имеет повышенный или пониженный тонус;
  • родился с помощью кесарева сечения?
  • имеет в анамнезе ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР.

Сейчас он:

  • медлителен или излишне активен;
  • плохо усваивает учебный материал;
  • не сразу вас понимает, откликается не сразу;
  • двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;
  • невнимателен, часто отвлекается;
  • быстро устаёт;
  • имеет проблемы с памятью;
  • пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально;
  • не может описать картинку, скопировать рисунок;
  • с трудом высиживает более 15 минут на одном месте;
  • пишет, рисует левой рукой;

 

Хотите узнать, почему ребёнок такой, и чем ему можно помочь? На ваши вопросы ответит специалист во время нейропсихологической диагностики.

Нейропсихологическая диагностика и коррекция – самый эффективный подход для решения этих проблем.

_________________________________________

www.algus-neuro.ru При цитировании ссылка на источник обязательна


Яндекс цитирования