Как растить отличника?
Будущие первоклашки обычно с большой радостью сообщают о своей готовности учиться. Однако у большинства через короткое время после начала посещения школы радость эта стремительно уменьшается. И не потому, что нашим детям недостает интеллектуальной подготовки, чтобы осилить программу. Причин этого намного больше. Но есть и средства, которые могут помочь. Куда чаще им просто не хватает сил. Ведь учеба требует от детей и больших физических затрат - это и ранний подъем, полдня пребывания в школе, где надо выполнять задания, слушать учителя, да еще и подавлять свою природную двигательную активность.
Прибавьте сюда домашние задания и кружки после школы. Преодолеть эти немалые нагрузки может только физически развитый ребенок, который умеет двигаться, кататься на велосипеде, лыжах, плавать. У такого ребенка обязательно должна быть хорошая осанка. от ее правильности зависит состояние дыхательной, сердечно¬сосудистой, пищеварительной, центральной нервной систем. Однако и это далеко не все условия, чтобы ребенок и учился хорошо, и оставался здоровым.
Специалисты сейчас все больше говорят о том, что понятие «готовность К школе» включает еще и раннее выявление тех проблем, которые могут превратить школьные годы ребенка в испытание его на прочность. Как правило, это можно сделать уже в первом классе. Начальный период обучения в школе, как лакмус, выявляет скрытые ранее дефекты. Их причиной может быть внутриутробная гипоксия во время беременности мамы, родовые травмы, неправильное прохождение ребенком этапов развития - удержание головы, ползание, вставание ... К этому следует добавить кесарево сечение, наркоз, прием антибиотиков. Чаще всего возникающие отклонения не являются патологией, но представляют собой ту зону риска, из которой ребенок впоследствии может «вывалиться» В болезнь.
Нейропсихологам удалось установить, что проблемы обучения современных детей во многом связаны с развитием функций мозга. Больше всего мешает ребенку несформированность отделов мозга, отвечающих за энергоснабжение организма. В результате из-за быстрой утомляемости школьнику трудно заниматься одним видом деятельности. Учителя обычно не видят главной причины этого и соответственно неправильно воздействуют на ребенка, что ведет к снижению его самооценки. Хотя он может быть очень сообразительным, с высоким интеллектом. Однако энергетических ресурсов, своего рода психологического бензина его мозга не хватает надолго, и, начав с хорошей успеваемости, он быстро скатывается на тройки; выкладываясь в школе, беспричинно плачет дома, часто болеет, отличается раздражительностью, ранимостью.
Кстати, по этой причине нередко не складываются отношения и с одноклассниками. На втором месте в рейтинге незрелости мозговых структур - уязвимость отдела мозга, отвечающего за произвольную саморегуляцию. Такие дети не хотят считаться со школьными правилами, могут встать из-за парты во время урока и пройтись по классу, занимаются на уроке собственной игрой, мешают соседу, забывают, прежде чем что-то сказать, поднять руку, - короче, не учитывают общих норм поведения. На уроке они могут работать внимательно совсем недолго, потом начинают зевать, перестают воспринимать информацию, вертятся. Существует и так называемый операциональный блок мозга. У детей, у которых он развит недостаточно, страдает память, пространственное восприятие. Они неточно воспроизводят цифры И буквы, не правильно располагают материал в тетради. Это также Отражается на успехах обучения, хотя на адаптацию к школе влияет не сильно. И все вышесказанное, заметьте, касается детей, в медицинской карте которых их состояние квалифицируется в целом как «норма».
Выход из этой ситуации есть. Необходимо развить те участки головного мозга, которые работают не в полную силу. Нейропсихологи этого добиваются при помощи специальных коррекционных занятий - различных движений, дыхательных упражнений, заданий на бланках. Работают нейропсихологи и с детьми с аномальным развитием, диагноз которых минимальная мозговая дисфункция, задержка психического развития, аутизм. Однако для них вить причину дефекта жизненно важно как можно раньше. Это позволит облегчить течение болезни, помочь войти в обычную социальную среду. У ребенка могут возникать проблемы в школе, если у него: ~ Сниженный эмоциональный фон, плаксивость, агрессивность, несдержанность ~ частые болезни ~ быстрая утомляемость ~ неуверенность в себе ~ неусидчивость, несобранность наличие «глупых ошибок» ~ нежелание идти в школу, общаться с ребятами.
Клинические психологи: Екатерина Лебедева, Галина Морозова
_____________________________________________________
МОСКОВСКАЯ СРЕДА № З5 (2З8), 19 • 25 сентября 2007