Здоровьесберегающие технологии. "Как сохранить здоровье наших детей?"

Факты – упрямая вещь…

Специалисты отмечают неутешительную статистику: состояние здоровья населения в целом и учащихся средних школ в частности, ухудшается. Лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. По данным Министерства Здравоохранения, у подростков 15-17 лет в 95 случаев из 100 зарегистрированы различные заболевания. Поэтому здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования и решение этой проблемы требует совместных усилий специалистов разных направлений – психологов, врачей, учителей.

 

Здоровьесберегающие технологии

 

Здоровье сберегающие технологии – это психолого-педагогические приемы и методы, позволяющие школьнику сохранить здоровье за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Именно успешность в учебе и хорошие взаимоотношения в коллективе являются условием благополучного самочувствия ребенка в школе. Достичь этого можно лишь учитывая индивидуальные особенности развития каждого из них.

Готов ли ребенок к школе?

Учеба требует от детей больших физических затрат – это и ранний подъем, что зачастую бывает тяжело, полдня пребывания в школе, где надо выполнять задания, слушать учителя, да еще и подавлять свою природную двигательную активность. Прибавьте сюда духоту в классах, домашние задания и кружки после школы.>

В связи с этим необходимо обратить особое внимание на физическую сторону развития ребенка - умение двигаться, кататься на велосипеде, лыжах, плавать. Особое значение следует придать осанке, от правильности которой зависит состояние дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем, а также деятельность центральной нервной системы и возможность выдерживать большие нагрузки.

Однако, специалисты проработавшие в школе долгое время и столкнувшиеся со всеми трудностями школьников на практике, видят, что понятие "готовность к школе" – понятие комплексное и многогранное. Слагаемых успешного обучения множество и каждый ребенок может испытывать трудности в учебе. Решить эти проблемы невозможно без выявления истинных причин.

Этапы большого пути…

Начальный период обучения в школе, как лакмус выявляет скрытые ранее дефекты. Причины этого разнообразны - от внутриутробной гипоксии во время беременности, родовых травм до неправильного прохождения ребенком этапов развития – удержание головы, ползание, вставание и т.д. К этому также следует добавить – Кесарево сечение, наркоз, прием антибиотиков. Чаще всего эти отклонения не является патологией, но представляют собой зону риска, из которой ребенок впоследствии может «вывалиться» в болезнь.

Нейропсихологам, специалистам особого направления в психологии, удалось выявить общие закономерности проблем современных детей. Они связаны с индивидуальным развитием ребенка, в частности с развитием функций их мозга. И именно здесь следует искать ответ на сложности обучения и поведения наших чад.

Так в чем же проблема?

На первый план выступает несформированность отделов мозга, отвечающих за энергоснабжение организма. Из-за быстрой утомляемости такой ребенок не может долго заниматься одним видом деятельности . А это часто воспринимается учителями не правильно и ведет к снижению самооценки ребенка, при том, что он может быть очень сообразительным, с высоким интеллектом. Но энергетических ресурсов (психологического бензина) его мозга не хватает надолго и, начав с хорошей успеваемости, он быстро скатывается на тройки; выкладываясь в школе, беспричинно плачет дома, часто болеет, раздражительный, ранимый. Из-за этого в свою очередь, часто не складываются отношения с одноклассниками. На втором месте – дети, у которых страдает отдел мозга, отвечающий за произвольную саморегуляцию – это те, кто не хочет считаться со школьными правилами, могут встать из-за парты во время урока и пройтись по классу, занимаются на уроке собственной игрой, мешают соседу, забывают, что прежде, чем что-то сказать, нужно поднять руку – проще говоря, не учитывают общих норм поведения. На уроке они внимательно могут работать совсем не долго, потом начинают зевать, перестают воспринимать информацию, вертятся.

Третьей в рейтинге незрелости мозговых структур – функциональная недостаточность операционального блока мозга. Здесь у детей страдает память, пространственное восприятие - неточное воспроизведение цифр и букв, неправильное расположение материала в тетради. Это также отражается на успехах обучения, хотя на адаптацию к школе влияет не сильно.

И все это заметьте, касается детей, в медицинской карте которых их состояние квалифицируется в целом как «норма».

Что делать?

Необходимо развить те участки головного мозга, которые работают не в полную силу, скомпенсировать за счет сильных звеньев головного мозга функциональную недостаточность других. Нейропсихологи при помощи специальных коррекционных занятий – различных движений, дыхательных упражнений, заданий на бланках, готовят мозг к правильному не искаженному восприятию информации и слаженной работе всего мозга, его различных участков и структур.

Нейропсихологический анализ психических функций у школьников позволяет выявить возможные отставания в их развитии, скорректировать их и предотвратить тем самым как школьную неуспеваемость, так и дезадаптивное поведение.

Нейропсихология

Нейропсихология - это наука о мозговой организации психических процессов. Она изучает, что происходит в головном мозге, когда мы говорим, думаем, чувствуем, действуем, ведем себя тем или иным образом. Нейропсихология помогает понять и подвергнуть анализу глубинные механизмы индивидуальных особенностей человека, одаренности или отставании в развитии, особого или искаженного восприятия окружающего мира, проблем в мировоззрении и поведении.

Чтобы скорректировать проблемы, помочь ребенку развиваться гармонично - предупредить или исправить плохую успеваемость, необходимо определить степень созревания структур головного мозга и подобрать стратегию коррекционной работы.

А если ребенок болен?

В центре внима ния нейропсихологов находятся также дети с различными диагнозами - ММД, ЗПР, ПЭП, СДВГ – дети с аномальным развитием. Для них также можно выстроить коррекционную программу и подобрать способы и приемы устранения недостатков. Для этих детей жизненно важно как можно раньше установить причину дефекта, основываясь на ранней нейропсихологической диагностике и коррекции психических функций. Так как возможно в той или иной мере приблизить аномальный вид онтогенеза к нормальному течению, существенно облегчить вхождение ребенка в обычную социальную среду.

Нейропсихологическая коррекция

Нейропсихологическая психомоторная коррекция - это метод преодоления и профилактики различных нарушений в развитии, трудностей в обучении и в адаптации к социальной среде, предупреждение патологических состояний. Это способ развития умственных способностей и психического здоровья через определенные специально подобранные двигательные упражнения, которые активизируют такие психические процессы, как эмоции, восприятие, память, внимание, саморегуляцию. Гармоничное и естественное внедрение этого подхода, как показывает опыт, эффективно не только в плане коррекции. Оно также предполагает раскрытие потенциальных адаптивных возможностей детей, что является главной задачей любого грамотного и корректного психолого-педагогического сопровождения.

Приложение:

- Плохую адаптивность ребенка к школе можно определить по следующим критериям:

- Сниженный эмоциональный фон, плаксивость, агрессивность, несдержанность

- Быстрая утомляемость

- Неуверенность в себе

- Неусидчивость, не собранность

- Наличие «глупых ошибок»

- Нежелание идти в школу, общаться с ребятами

 

Галина Морозова

_________________________

"ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА" 2007 г.


Яндекс цитирования