Как победить стресс

Стресс, стресс, стресс
Мы слышим и произносим слово «стресс» так много и так часто, что истинное его значение постепенно утратилось и к сожалению далеко не все относятся к проблеме стресса серьезно. А ведь на самом деле в нем таится огромная опасность как для здоровья физического, так и для здоровья психического, а следовательно и для жизни человека в целом. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения — не что иное, как состояние полного физического, психического и социального благополучия. Так какой же будет наша жизнь, успешной гармоничной, радостной? Или…?

 

Давайте разбираться…
С научной точки зрения стресс это естественная реакция организма на различные факторы – стрессоры. Ими могут быть испуг, горе, гнев, зависть, голод, жара, шум, неудовлетворенность условиями работы, угрызения совести, измена друга, ссора. Стрессоров так много, что перечислить их просто невозможно. Со слабым эпизодическим стрессом организм, как правило, справляется, побеждая его или приспосабливаясь к нему. Такой стресс даже полезен, так как тренирует защитные силы организма, повышая стрессоустойчивость.


Но если в жизни человека длительно присутствуют негативные раздражители большой силы, то организм чаще всего терпит поражение. А последствиями хронического стресса, помимо общеизвестных — усталости, сниженного настроения, раздражительности или апатии, нарушений сна и сексуальной потенции являются еще и хорошо известные всем – гипертония, стенокардия, язва желудка, бронхиальная астма, сахарный диабет, некоторые кожные заболевания (экзема, нейродермит, псориаз), колиты, и еще многое многое другое...

Как стресс проявляется?
Постоянное перенапряжение организма приводит к изменениям на клеточном, биохимическом уровне, перестройке в работе нервной системы. В развитии стресса выделяют несколько стадий. На первой нарушается психическая адаптация – работоспособность сменяется медлительностью, утомляемостью. В интеллектуальной сфере появляются многочисленные ошибки, бесцельная суетливость, в психической - безразличие и даже обреченность. Происходит это потому, что зоны мозга, отвечающие за переработку информации — ее поиск, восприятие, анализ, хранение и использование, работают неправильно или не в полную силу.


На втором этапе добавляются проблемы в общении - ухудшаются взаимоотношения с окружающими людьми - близкими и коллегами. Нарушения в работе мозга и психики, которые возникают в следствие любого стрессового расстройства закономерно приводят к нарушению социальной адаптации.

Последующее углубление стресса формирует явные и от¬четливые психологические симптомы - повышенную тревожность, эмоциональную нестабильность; снижение самооценки, уязвимость. Человек бурно реагирует на малозначительные для него события, плохо спит, замыкается на себе, не желает общаться.

А дальше «летит» здоровье - нарушается система кровообращения, в первую очередь, повышается артериальное дав¬ление, нарушаются эндокринные и обменные процессы в организме. Хронический стресс сопровождает нарушение обмена также и в централь¬ной нервной системе, что приводит человека в состояние депрессии, тревоги, к возникновению так называемых «панических атак» или приступов бегства... от самого себя. Все это составляет обширную зону риска для дальнейшего развития серьезных заболеваний.

Что делать?
Можем ли мы хоть что-нибудь сделать, чтобы избежать этих отрицательных изменений в собственном организме? Многие люди, привыкшие к своей вспыльчивости и раздражительности не верят в возможность что-то изменить. «Такой уж я уродился» - говорят они. «Это у меня в крови» На самом деле избавиться от внутренних неприятностей, от негативных эмоций вполне реально. Для этого нужно «Познать себя» как говорили древние. В нас самой природой заложен готовый, заранее запрограммированный физиологический ответ на проявления стресса.


Необходимо понять: для чтобы не допустить негативного сценария, стрессу нужно противостоять. Основная задача - не дать ему перейти на вторую, а тем более и последующие стадии. И вместо того, чтобы быть «жертвой» сложившейся ситуации, стать ее «победителем».
Не секрет, что многие из нас привыкли разряжать накопленные эмо¬ции, мягко говоря, «неадекватно». Для людей одного психологического склада легче всего «разрядиться» за счет других, «скинув» на них свое раздражение. И им по большому счету все равно подчиненные это или же члены семьи. Для людей другого типа - сдержанных, хранящих свои чувства «в себе», этот способ неприемлем. Они молча переживают внутри себя. Но эмоцию нельзя погасить одним лишь усилием воли; в этом случае гасится только внешнее ее прояв¬ление, сама же эмоция не устраняется. «Традиционный» в нашей культуре способ — алкогольный также имеет свои очевидные минусы. Мы хотим дать вам в руки другие способы – адаптивные, комфортные, физиологичные, основанные на естественной, психологической саморегуляции организма.

Что значит «Познать себя?»
Ученые считают, что человек по-настоящему познавший себя это тот, кто находит опору в собственном подсознании, полноценно и правильно использует возможности разума. Получить доступ к подсознательным ресурсам, к их интуитивной мудрости можно освоив навыки психической саморегуляции. Тогда активно включаются внутренние резервы организма и потенциал заложенный в нас природой, возрастает во много раз. Ведь наш мозг можно сравнить с работой сверхсложного компьютера, регулирующего здоровье, эмоции, поведение. Уходит внутреннее напряжение, человек расслабляется, получает долгожданный отдых от груза житейских проблем, забывает об обидах и конфликтах. Отношения с окружающими улучшаются, возникает желание жить полной жизнью.

«Неужели это возможно?» - спросите Вы. «Да, существует такой рецепт. Воспользоваться им и получить объяснения, как и почему он работает можно у специалистов, изучающих взамодействия мозга и психики. Способности человека, его эмоциональные состояния, здоровье, поведение и многое другое является результатом слаженной работы разных зон мозга. Подобно огромному оркестру, он может воспроизводить как прекрасную музыку, так и какафонию.

У вас есть возможность научиться управлять своим организмом. Но для того, чтобы занятия были эффективными, от вас потребуется принять на себя ответственность за то, чтобы не приписывать внешним обстоятельствам вину за свое плохое настроение, перепады душевного состояния или вызванное стрессом неважное самочувствие. Ведь любой негативный образ может длительное время сохраняться не только на психологическом, но и на физиологическом уровне. Раз возникнув, он начинает жить собственной жизнью, не подчиняясь контролю сознания, расходуя ресурсы мозга, отнимая их у других жизненно важных и полезных процессов. В медицине есть даже специальный термин - «синдром обкрадывания».


Освободиться из такой ловушки возможно собственными силами, не прибегая к таблеткам и длительному пребыванию в постели. Нужно лишь захотеть «познать себя». Это значит, совместно со специалистом научиться использовать физиологические «кнопки» собственного организма для снятия стресса и отрицательных эмоций, освоить навык общения с подсознанием, получить доступ к глубинной интуитивной мудрости организма. И помните – все сложное часто оказывается неожиданно простым.

Стрессы детские и подростковые
Все описанные расстройства могут возникать и у детей. Стрессов у них ничуть не меньше, чем у взрослых, просто и причины, и внешние проявления их иные. Расхожее представление о беззаботном и безоблачном детстве никак не вписывается в суровую правду жизни, в то время как выражение зарубежных психологов: "Быть ребенком - значит испытывать стресс" полностью соответствует истине. С этой точки зрения, быть ребенком в школе - значит испытывать стресс вдвойне. В ряду всевозможных стрессов у ребенка именно школьный стресс, является одним из наиболее частых, когда не только обучение, но даже само пребывание в школе ложится тяжелым грузом на детские плечи. И дело не только в переживаниях из-за плохих отметок, но, что гораздо серьезнее, - школьный стресс – это проблема для здоровья школьника в целом.

Школьные стрессы имеют два возрастных "пика". Первый происходит в младших классах, учебы, когда основной проблемой является привыкание к все возрастающим нагрузкам и строгому режиму. Действительно, учеба требует от детей больших физических затрат – это и ранний подъем, что зачастую бывает тяжело, полдня пребывания в школе, где надо выполнять задания, слушать учителя, да еще и подавлять свою природную двигательную активность. Прибавьте сюда духоту в классах, домашние задания и кружки после школы.
Второй - подростковый возраст. Здесь проблемы связаны уже не столько с учебой, сколько с самоутверждением, новым характером отношений со сверстниками, попытками понять себя и других.


Отдельной строкой следует выделить проявления стрессов у первоклашек. Здесь целый клубок взаимосвязанных между собой трудностей. К ним относятся особенности характера ребенка и тип его воспитания в семье. Трудно приходится впечатлительным или застенчивым детям, тем, кто не ходил в детский сад и крайне привязан к маме. Во-вторых, проблемы со стороны нервной системы - особенности протекания беременности, рождения и психического развития, перенесенные заболевания. Все это часто приводит к истощению, повышенной утомляемости при учебных нагрузках.

На таком неблагополучном фоне есть большая вероятность обострения хронических заболеваний. В-третьих, несоответствие образовательных потребностей и нестандартного мышления многих первоклашек, когда ребенок справляется с заданиями не так, как большинство учеников в классе. В основе этого феномена также лежат особенности работы мозговых структур.
Cовременная медицинская психология утверждает, что важнейшей причиной многочисленных стрессов и проблем со здоровьем служит несоответствие природного устройства нервной системы человека и современного образа жизни.
Пожалуй, наиболее ярко это проявляется именно в развитии школьного стресса у учеников младших классов. Дело в том, что у ребенка дошкольного и младшего школьного возраста более активно правое полушарие мозга. Обучение же ребенка чтению и письму, решение математических задач, а также ориентированное на логику запоминание цифр и фактов связано с преимущественной активностью другой "половинки" мозга - левого полушария. Подобная односторонняя перегрузка детского мозга влияет на его развитие, приводя к нарушению взаимоотношений полушарий друг с другом, что в свою очередь является предпосылкой для возникновению как нервно-психических, так и психосоматических расстройств.

Как помочь школьнику преодолеть стресс?
Как предупредить школьные стрессы у первоклассников или хотя бы смягчить их проявления? Конечно, необходима эмоциональная поддержка и правильный режим, как основа. Плюс к этому следует прививать ребенку навыки повседневной психогигиены. Они включают в себя разнообразные психолого-коррекционные упражнения, направленные на гармонизацию нервной системы, уравновешивание активности полушарий мозга. В этом смысле универсальным является упражнение "Дыхание через ладони" Ребенок спокойно дышит и наблюдает за ощущениями в руках. При вдохе и выдохе отслеживает чувство тепла, веса или иные возникающие ощущения. Потом старается эти ощущения выровнять. Ладони при этом расположены параллельно друг другу на расстоянии 5-10 см. Целью упражнения является выравнивание асимметрии ощущений в правой и левой ладонях, вызванной состоянием стресса или утомления при умственной работе. При этом особенно важно то, что нервная система как бы переключается в особое, природно-естественное состояние. Вначале упражнение осваивается ребенком с помощью взрослого - для этого необходимо превратить его в совместную игру. В дальнейшем ребенок приучается выполнять его самостоятельно, по 2-3 минуты, заполняя короткие перерывы между учебными занятиями, которые необходимо устраивать каждые 30-40 минут.

Самопомощь при стрессе для взрослых
Самым правильным и первым шагом при появлении описанных симптомов является обращение к специалисту – клиническому психологу и психотерапевту. Потому что «бытовое» отношение к стрессу порой влечет за собой целый ряд проблем, разрешать которые впоследствии приходится годами. Но если говорить о профилактике стресса, то есть много приемов, позволяющих заблаговременно подготовить себя к встрече с этим завсегдатаем нашего современного образа жизни. Дело в том, что наш организм именно для этой цели имеет естественный приспособительный мозговой механизм – каждые полтора часа он должен входить в определенный режим работы, во время которого происходит «зачистка», образно говоря, выброс мусора из головы. Подобное функциональное состояние сродни естественному, изначально-природному состоянию человеческой психики, открывающему доступ к глубинным адаптационным ресурсам и позволяющему осуществить разрядку накопленного психологического напряжения. Мозг взрослого человека начинает некоторое время работать, как мозг младенца, приводя к гармонии правое и левое полушария и передне-, задние- отделы мозга.

Проживание этих состояний – самая главная защита от стресса. Вхождению в них способствует любой монотонный вид деятельности – от вязания до прополки грядок, пребывание на природе, любое увлекательное занятие – хобби, занятие спортом, танцы, пение, чтение книг, произнесение молитв, баня, обливание водой и т.д. Специальными приемами являются релаксации, медитации, упражнения из восточных оздоровительных практик – Иоги, Цигуна. Именно нехватка этих функциональных мозговых состояний ( заметим еще раз, мы должны входит в них хоть и на короткое время, но каждые полтора часа) приводит к накоплению негативных факторов, ведущих к физическим и психическим недугам.

Галина Морозова

___________________________

Телевизионный канал Телеинформ 2008 г.

 


Яндекс цитирования