Рожденный, ползай!

 

Учебный год в разгаре. И вместе с радостью познания, увы, нередко заявляют о себе проблемы успеваемости, поведения, взаимоотношений с учителями, сверстниками. И незамедлительно идут в ход родительские упреки, угрозы, наказания. Но так ли уж ребенок виноват в своих неуспехах? Попробуем в этом разобраться, чтобы затем сделать осознанный выбор между неэффективными, по большей части, «проработками» и реальной помощью. Дети теперь другие. По данным Института материнства и детства, 78 процентов детей Москвы и Московской области рождаются с родовыми травмами, с предрасположенностью к патологии головного мозга. К нарушениям внутриутробного развития, экстремальным условиям появления на свет (кесарево сечение, стимуляторы) прибавим не лучшую экологию и наследственность, искусственное вскармливание, а в дальнейшем - неразбуженные эмоции, результат замены живого общения виртуальным. Понятно, что первые «школьные годы чудесные» безоблачны у немногих.

Перечень проблем младших школьников мог бы занять не одну страницу. Чаще всего учителя и родители называют неустойчивое внимание и отвлекаемость, лень и неуправляемость, повышенную активность и медлительность (могут успешно сочетаться), быструю истощаемость и незаинтересованность в успехе. На пути к усвоению школьной программы - плохой почерк, монотонное чтение, «зеркальность» букв и цифр, сниженность слухового и смыслового восприятия речи и крайняя бедность последней. К названным, в той или иной мере извечным бедам, прибавилась новая: традиционные методы коррекции, десятилетиями верой-правдой служившие педагогам, логопедам, психологам, сегодня зачастую не работают.

Почему? Да потому, что изменился объект их приложения - дети. Причем произнося расхожее «дети теперь другие», мы едва ли подозреваем - насколько. Другим - не таким, как у нас, - стал мозг ребенка. Когда в своих дворовых компаниях мы играли в «казаки-разбойники», «штандор», «испорченный телефон», «колечко» - учились общаться и жить по правилам (по-научному - отрабатывали социальное поведение в ролевых играх). Когда в отсутствие телевизора вышивали рядом с мамой, «ездили» на папиных плечах или всей семьей вслух читали хорошие книжки, - развивались эмоционально. Ныне ролевые игры вытеснены виртуальными, и, даже сидя рядом, играющие в них дети малоинтересны друг другу.

Бабушки арины родионовны всегда-то были наперечет, а нынче и вовсе исчезли как класс, мамы же сказок не сказывают, колыбельных не поют - вечно заняты чем-то более важным. Папы - им бы стать для малыша подручным «бегемотом-батутом» с сопутствующими радостными визгами, уютными обнималками! Но нет! Папа если уж занимается наследником, то исключительно обучая его грамоте с двух лет по методу Монтессори. У такого папы не забалуешь. Так с чего бы оставаться прежними детскому мышлению, восприятию, поведению? Откуда взяться нормальному психическому развитию, если его основа - эмоции, определяющие отношение личности к себе и к миру, - спят богатырским сном? Одно утешение: есть современные методики, с помощью которых можно восполнить недостающие звенья в развитии ребенка.

Твой сын не такой, как был вчера Новость была сногсшибательная: Павлик получил четверку по русскому языку!!! Сначала она «сшибла» учительницу второго класса, своей же рукой эту четверку поставившую. Потом - бедного Павла, ошалевшего от нежданного счастья. Потом - его маму (мобильник, как во сне, протянула 8-летнему герою-победителю потрясенная наставница). Цепочка замкнулась на психологе Екатерине Лебедевой, в квартире которой с утра пораньше зазвонил телефон. И, как писано в русской народной сказке про Терешечку, пошло у них обниманье! То, есть, простите, - ликованье, что, в общем, одно и то же. Столь бурные эмоции по банальному поводу? - усомнятся непосвященные. В том-то и штука, что ликовали слишком хорошо посвященные в проблемы мальчика. О четверке по русскому еще вчера и речи не шло - в слове из пяти букв Павлик делал пять ошибок. Пропускал гласные и согласные, игнорировал прописные, терял слоги. Плохо читал, скверно списывал с доски, из учебника. Трудности были с математикой, английским и, как это называют специалисты, с мелкой моторикой: завязать шнурки и даже просто попасть ими в дырочки на ботинке - получалось плохо. Ленивый, апатичный, ребенок не был заинтересован в высоких результатах. Не вынимал руки изо рта - верный признак тревожности, психологического дискомфорта.

Вот с таким ворохом жалоб мама привела Павлика в «Нейропсихологический центр адаптации и саморегуляции». А на выходе - известные вам достижения плюс выросшая вслед за успеваемостью самооценка. Речь, которая стала прогрессировать. Засветившиеся глаза. Мальчишка поверил в себя! И не только научился молниеносно завязывать шнурки, но однажды положил перед психологами свой режим дня на неделю в виде пиктограммы. Никто не заставлял - САМ сделал. Продемонстрировал способность к самоконтролю и целеполаганию - убедительное свидетельство личностного роста. Рожденный, ползай! Спешим успокоить тех мам и пап, кого озадачило впервые, быть может, встреченное слово «нейропсихолог». Это специалист, который с помощью особых методов психологического тестирования анализирует состояние психических функций у детей. А выявив неблагополучие, связанное с несформированностью некоторых зон головного мозга, применяет систему коррекции, позволяющую справиться с проблемами. В данном случае используется эффективная коррекционная методика профессора, кандидата психологических наук Анны Семенович.

В специальный комплекс входят всевозможные тесты и упражнения - растяжки, снимающие напряжение в мышцах; дыхательная гимнастика, благодаря которой мозг обильно насыщается кислородом; глазодвигательная гимнастика, расширяющая поле зрения; ползание - на животе и коленках, четвереньках и спине. О ползании - как архиважном этапе развития ребенка на первом году жизни, как о коррекционном упражнении - поподробнее. Ученые установили: младенец развивается полноценно только в том случае, если сначала начинает ползать, а уж потом - садиться, вставать, ходить. Так что молодой маме, с гордостью заявляющей: «Он у меня и не ползал - сразу пошел!», впору не радоваться, а быть готовой к тому, что пропуск малышом важного этапа развития в будущем может обернуться проблемами поведения, обучения, общения. Впрочем, именно в этом невеселом случае и творят чудеса предлагаемые нейропсихологами упражнения: удается «вернуть» ребенка в первый год жизни, провести через все этапы развития и тем самым восстановить важнейшие психические функции - память и внимание, восприятие и мышление, движение и воображение! - Кроме пользы, дети на наших занятиях получают огромное удовольствие, ведь упражнения, сами по себе приятные, чередуются с коммуникативными играми, - рассказывают руководители центра. - А присутствие мам на занятиях приносит двойной эффект: они осваивают упражнения, которые предстоит делать с ребенком дома, и, вооруженные пониманием проблем своего чада, теплее начинают относиться к нему. Разумеется, взаимно!

Хотим призвать родителей: не оставляйте без внимания трудности дошколят, младших школьников, не ругайте за огрехи, в которых дети, скорее всего, не виноваты, а помогите им измениться. Ребенок должен быть здоров, счастлив, успешен, и мы беремся в этом помочь. Приходите! *** И напоследок. Нелишне показать специалистам даже внешне благополучного ребенка (тщательное обследование порой чревато сюрпризами), и уж совсем серьезные основания для консультирования у нейропсихолога в следующих случаях: *родовая травма *кесарево сечение *ребенок не ползал вовсе или мало и только назад *отиты, ларингиты до года *гипер (гипо)тонус, хождение на цыпочках *травмы головы, частые бытовые травмы Вниманию родителей шестилеток! Хорошо ли ребенок произносит слова? Сразу ли вас понимает? Может ли описать картинку? Скопировать рисунок? Завязать шнурки? Различает ли ребенок левую и правую стороны? Он медлителен? Излишне активен? Агрессивен? Тревожен? Эмоционально неустойчив?.. Если какие-то из этих проявлений вызывают ваше беспокойство, покажите нейропсихологу своего без пяти минут первоклассника. У вас есть год, чтобы к школе скорректировать его развитие.

Елена АГАШИНА

_______________________________________

«Южные горизонты» 2002 г.


Яндекс цитирования