Консультация специалистов

Почему ребенок не хочет учиться? Объясняют руководители «Нейропсихологического центра адаптации и саморегуляции» Екатерина ЛЕБЕДЕВА и Галина МОРОЗОВА:

Очень часто родители ругают своих детей ни за что. Систематически получает двойки по одному и тому же предмету - значит, дурак. Дерется с одноклассниками и конфликтует с учителями - значит, отъявленный бездельник и хулиган. Папы с мамами даже не подозревают, что все эти проблемы у ребенка связаны с тем, что у него нарушено развитие головного мозга. Очень часто бывает, что чадо в шесть лет хорошо читает, считает, пишет, а поступив в первый класс, начинает приносить в тетрадках одни двойки и колы.

 

При нейропсихологическом обследовании выясняется, что у ребенка плохо развит тот или иной блок мозга. Допустим, энергетический блок отстает в развитии - значит, ребенок будет быстро уставать. Сверстники обзывают его слабаком и тормозом, а неопытный учитель - отстающим. Для школьника, особенно в начальных классах, это колоссальный стресс. Кому после такого захочется каждый день ходить в школу? Причин, по которым происходят нарушения в развитии мозга, огромное количество: от внутриутробной гипоксии во время беременности до неправильного прохождения этапов развития (например, пошел раньше, чем стал ползать).

В таком случае не стоит пугаться, это корректируется. Нужны занятия со специалистом. Главное, не запускать, чтобы не появилась масса других проблем, например, в подростковом возрасте. Как узнать, что у чада проблемы с адаптацией в школьном коллективе: • часто плачет, агрессивен, несдержан; • стал болеть; • быстро утомляется; • неуверен в себе; • неусидчив, несобран, никак не может сесть за домашнее задание; • делает глупые ошибки, зная при этом правила; • не хочет идти в школу, не хочет общаться с одноклассниками. Многие отклонения можно скорректировать, если вовремя обратить на них внимание.

Насторожитесь, если:

• Младенец родился с помощью кесарева сечения;

• В роддоме поставили диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия) или ППЦНС (перинатальное поражение центральной нервной системы);

• До года малыш мало ползал или не ползал вообще, принимал антибиотики;

• У ребенка гипертонус или гипотонус мышц;

• Малыш путает день и ночь (нарушение ритмики организма);

• У него «каша во рту», повышенное слюноотделение в процессе речи;

• Не сразу откликается на свое имя;

• В 5-6 лет не может самостоятельно одеться и завязать шнурки;

• Ходит на цыпочках (мышцы ног всегда напряжены);

• Не может скопировать картинку (воспроизводит зеркально);

• Несколько картинок называет не в классической последовательности слева направо и сверху вниз, а вразнобой; Не может долго сосредоточиваться на каком-то занятии (конструктор, рисование, лепка и т.д.), быстро устает.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Ребенок, может быть, «болеет» дефицитом внимания, если он:

• Не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;

• С трудом поддерживает внимание в работе и игре;

• Не слушает то, что ему говорят;

• Не в состоянии следовать инструкциям;

• Не может организовать игру или деятельность;

• Имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания; • Часто теряет вещи;

• Часто и легко отвлекается;

• Бывает забывчив.

Ребенок гиперактивен, если он:

Совершает суетливые движения руками и ногами;

• Часто вскакивает со своего места;

• Не может играть в тихие игры;

• Всегда находится в движении;

• Очень много говорит.

Ребенок импульсивен (не способен остановиться и подумать, прежде чем совершить действие), если он:

• Отвечает на вопрос, не выслушав его;

• Не может дождаться своей очереди;

• Вмешивается в разговоры и игры других.

Андрей Рябцев

______________________________________________

«Комсомольская Правда» 14 августа 2006 г.


Яндекс цитирования